Категории раздела

Мои файлы [8]

Наш опрос

Ваш основной танк, ПТ, САУ?
Всего ответов: 299

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Здесь будет вылаживаться различная информация о танках всех времён и народов, в первую очередь о машинах ВОВ.
10.05.2011, 17:18
Танк "Т-34"


T-34 («три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1944 года стал основным средним танком Красной Армии СССР. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. С 1942 по 1945 гг. основное, крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Первые машины были построены в Харькове в 1940 году. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны и оказал громадное влияние на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
1. История создания
С 1931 года в СССР получила развитие серия лёгких колёсно-гусеничных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского конструктора Уолтера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров. К 1937 году в СССР был создан и начал серийно выпускаться танк БТ-7М с конической башней; дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях:

* Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию танка БТ-7М).
* Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными танками БТ-ИС).
* Усиление защищённости танка путём установки брони под значительными углами наклона при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный танк БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.

Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего танки «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин. Первый проект, созданный под его руководством, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183[сн 1] тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, выглядевшие следующим образом:

1. Тип — колёсно-гусеничный по типу танка «Кристи», с приводом на 6 колёс.
2. Боевой вес — 13—14 тонн.
3. Вооружение — 1×45-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1×76-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку пулемёта.
4. Боекомплект — 130—150×45-мм или 50×76-мм снарядов, а также 2500—3000 патронов.
5. Бронирование: корпус лоб — 25, коническая башня — 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 градусов.
6. Скорость — на гусеницах и колёсах одинаковая: максимальная 70 км/ч, минимальная 7 км/ч.
7. Экипаж — 3 человека.
8. Запас хода — 300—400 км.
9. Двигатель — БД-2 мощность 400 л. с.
10. Трансмиссия — по типу танка БТ-ИС (отбор мощности колёсного хода после бортфрикционов).
11. Подвеска — индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
12. Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы Повалова. Установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м.

Требования задания совмещали в себе все три направления модернизации танков «БТ».

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект танка А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка, что послужило причиной возникновения предложений о создании двух вариантов танка: колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничного. 28 апреля 1938 года в Кремле прошло совещание Народного комиссариата обороны, на котором был рассмотрен проект нового танка. Решено было продолжить работы, но решения о типе движителя принято не было. Кроме того, появились предложения об усилении бронирования машины.
2. Боевое применение
Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940 года.[59] К 22 июня 1941 было выпущено 1066 танков Т-34[4], в приграничных военных округах в составе механизированных корпусов (мк) насчитывалось 967 Т-34 (в том числе в Прибалтийском военном округе — 50 шт., в Западном Особом военном округе — 266 шт. и в Киевском Особом военном округе — 494 шт.). Удельный вес танков новых типов (Т-34, КВ и Т-40 (танк)) в войсках был невелик, основу танкового парка РККА перед войной составляли легкобронированные Т-26 и БТ. С первых же дней войны Т-34 приняли самое активное участие в боевых действиях. В ряде случаев Т-34 добивались успеха, но в целом их использование, как и танков других типов, в ходе приграничного сражения оказалось малоудачным — большинство танков было быстро потеряно, при этом наступление немецких войск остановить не удалось. Достаточно характерна судьба машин 15мк, имевшего на 22 июня 1941 года 72 Т-34 и 64 КВ. За месяц боёв почти все танки мехкорпуса были потеряны. В качестве причин малой эффективности и высоких потерь Т-34 в этот период называется слабая освоенность новых танков личным составом, тактически неграмотное использование танков, дефицит бронебойных снарядов, конструктивные недостатки слабо отработанных в серийном производстве машин, недостаток ремонтно-эвакуационных средств и быстрое перемещение линии фронта, что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки.

В боях лета 1941 года быстро выяснилась недостаточная эффективность против Т-34 наиболее массовых в то время в немецкой армии 37-мм противотанковых пушек Pak 35/36, а также немецких танковых пушек всех калибров. Однако вермахт обладал средствами, позволявшими успешно бороться с Т-34. В частности, для борьбы с ними в этот период привлекались 50-мм противотанковые пушки Pak 38, 47-мм противотанковые пушки Pak 181(f) и Pak 36(t), 88-мм зенитные пушки, 100-мм корпусные орудия и 105-мм гаубицы[источник не указан 645 дней].

После упразднения разгромленных мехкорпусов, к концу лета 1941 года самой крупной танковой организационной единицей стала бригада. До осени 1941 года отправляемые на фронт с заводов Т-34 составляли относительно небольшой процент среди советских танков и не доставляли немцам особенно серьёзных проблем. Однако поскольку количество танков старых типов быстро сокращалось, доля Т-34 в составе советских танковых сил постепенно росла — так, к 16 октября 1941 года на Московском направлении из имевшихся 582 танков почти 42 % (244 танка) составляли Т-34[источник не указан 645 дней]. Внезапное появление новых машин на фронте произвело большой эффект на немецких танкистов:

…пока в начале октября 1941 года восточное Орла перед немецкой 4-й танковой дивизией не появились русские танки Т-34 и не показали нашим привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой (калибр 41.5), снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5 — 2 тыс. м, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34. …

С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему, особенно показательны в этом отношении действия 4-й танковой бригады М. Е. Катукова против частей 4-й танковой дивизии вермахта под Мценском в октябре 1941 года. Если ещё в начале октября 1941 года Г. Гудериан в письме руководству танковых войск утверждал:

…советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество…

то к концу того же месяца под впечатлением действий бригады Катукова его мнение о возможностях Т-34 существенно изменилось:

Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…

После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского фронта и Кольского полуострова. Особенно значительной была роль этих танков в Сталинградской битве, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки выходили прямо на фронт. Необходимо отметить, что с конца 1941 года немецкие войска начали получать новые, более эффективные средства противотанковой борьбы, в связи с чем в течение 1942 года Т-34 постепенно утрачивал положение относительной неуязвимости от штатных противотанковых средств вермахта. С конца 1941 года немецкие войска стали получать в значительных количествах подкалиберные и кумулятивные снаряды; с начала 1942 года производство 37-мм пушки Pak 35/36 было прекращено, а 50-мм пушки Pak 38 — существенно активизировано. С весны 1942 года немецкие войска начали получать мощные 75-мм противотанковые пушки Pak 40; впрочем, их производство разворачивалось довольно медленно. В войска стали поступать противотанковые пушки, созданные путём переделки трофейных орудий — Pak 36® и Pak 97/38, а также, в относительно небольшом количестве, мощные противотанковые пушки с коническим каналом ствола — 28/20-мм sPzB 41, 42-мм Pak 41 и 75-мм Pak 41. Усиливалось вооружение немецких танков и самоходных орудий — они получили длинноствольные 50-мм и 75-мм пушки с высокой бронепробиваемостью. Одновременно происходило постепенное усиление лобовой брони немецких танков и штурмовых орудий.

1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34 с 76-мм пушкой. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери. Модернизированные немецкие танки и штурмовые орудия, имевшие усиленную до 70—80 мм лобовую броню, стали малоуязвимы для пушки Т-34, при этом их артиллерийское вооружение позволяло уверенно поражать советские танки. Появление мощно вооружённых и хорошо бронированных тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера» дополняло эту довольно безрадостную картину. Настоятельно встал вопрос об усилении вооружения и бронирования танка, что привело к созданию модификации Т-34-85.

В 1944 году Т-34 с 76-мм пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года танк стал постепенно вытесняться Т-34-85. В составе советских танковых частей Т-34 приняли участие в крупных наступательных операциях, закончившихся разгромом большого количества немецких частей и освобождением значительных территорий. Несмотря на отставание перед немецкими танками в вооружении и бронировании, Т-34 действовали вполне успешно — советское военное руководство, создав значительный численный перевес и захватив стратегическую инициативу, могло выбирать направления ударов и, взломав оборону противника, вводить танковые части в прорыв, проводя масштабные операции на окружение. Немецкие танковые части в лучшем случае успевали парировать намечавшийся кризис, в худшем — были вынуждены быстро отступать из намечавших «котлов», бросая неисправную либо просто оставшуюся без горючего технику. Советское военное руководство стремилось по возможности избегать танковых сражений, предоставляя борьбу с немецкими танками противотанковой артиллерии и авиации.

Значительно выросшая к началу 1945 года техническая надёжность Т-34 позволяла командованию проводить серии быстрых и глубоких операций с их участием. В начале 1945 года штаб 1-й гвардейской танковой армии отметил, что Т-34 перекрывали гарантийные сроки эксплуатации в 1,5—2 раза и имели практический ресурс до 350—400 моточасов.

К началу 1945 года Т-34 с 76-мм пушкой было в войсках уже относительно немного, нишу основного советского танка прочно заняли Т-34-85. Тем не менее, оставшиеся машины, в частности, в виде сапёрных танков-тральщиков, приняли активное участие в сражениях завершающего года войны, в том числе и в Берлинской операции. Некоторое количество этих танков приняло участие в разгроме японской Квантунской армии.
3. Оценка машины
В оценках танка Т-34 сходятся многие конструкторы, и те, кто на нём воевал, и те, кто на себе ощутил его возможности.

«Технологический законодатель танкостроения Второй Мировой Войны»

— Cтивен Залога, Андрей Аксенов, Александр Кощавцев, 1971

«У нас не было ничего сравнимого уровня»

— Генерал-майор Фридрих фон Меллентин

«Лучший танк мира»

— Фельдмаршал фон Клейст

«Эффект, который произвел этот танк, оказал сильнейшее влияние на дальнейшее развитие танкостроения по всему миру»

— Джон Милсом, 1971

Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжелым, немецкие танки в этом смысле их опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике.

— Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»

Среди танков противника находились и совершенно неизвестные для немцев, превосходные по своей маневренности и боевой мощи танки Т-34, против которых в тот момент были бессильны все противотанковые средства.

— Вернер Хаупт, немецкий историк, в прошлом офицер вермахта

По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллер-Гиллебранда появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте.

На вооружение Красной армии к началу кампании поступил новый танк Т-34, которому немецкие сухопутные силы не смогли противопоставить ни равноценного танка, ни соответствующего оборонительного средства. Появление танка Т-34 было неприятной неожиданностью, поскольку он благодаря своей скорости, высокой проходимости, усиленной бронезащите, вооружению и главным образом наличию удлинённой 76-мм пушки, обладающей повышенной меткостью стрельбы и пробивной способностью снарядов на большой, до сих пор не достигаемой дистанции, представлял собой совершенно новый тип танкового оружия. Появление танков Т-34 в корне изменило тактику действий танковых войск. Если до сих пор к конструкции танка и его вооружению предъявлялись определённые требования, в частности подавлять пехоту и поддерживающие пехоту средства, то теперь в качестве главной задачи выдвигалось требование на максимально дальней дистанции поражать вражеские танки, с тем чтобы создавать предпосылки для последующего успеха в бою. В это же время появились новые конструкции танков, на базе которых позже были введены танки типов V («Пантера») и VI («Тигр»).

— Б. Мюллер-Гиллебранд, немецкий военный историк, генерал-майор

«Т-34» с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны…В то время 37-мм пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни «Т-34» и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация!

Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка.

— Отто Кариус, немецкий танковый ас

2. По танку «Т-34»

а) Броня машин и корпуса с дистанции 300—400 м пробивается 37-мм бронебойным снарядом. Отвесные листы бортов пробиваются 20-мм бронебойным снарядом. При преодолении рвов вследствие низкой установки машины зарываются носом, сцепление с грунтом недостаточное из-за относительной гладкости траков.

б) При прямом попадании снаряда проваливается передний люк водителя.

в) Гусеница машины слабая — берёт любой снаряд.

г) Главный и бортовые фрикционы выходят из строя.

— Отчёт командира 10-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа по итогам боёв июня — июля 1941 г.»

Лично преодолевал четыре противотанковых района машинами «КВ» и «Т-34». В одной машине была выбита крышка люка механика-водителя, а в другой — яблоко «ТПД». Надо отметить, что выводятся из строя главным образом орудия и пулемёты, в остальном машина «Т-34» прекрасно выдерживает удары 37-мм орудий, не говоря уже о «KB».

— Борзилов, командир 7-й танковой дивизии

Общая компоновка Т-34, в основном повторявшая «Кристи» и БТ, хотя теперь и называется классической, отнюдь не является оптимальной, так как коэффициент использования заброневого объёма у такой схемы не высок. Однако харьковчане, выбравшие для Т-34 именно эту схему, поступили бесспорно правильно, ибо смена схемы общей компоновки в условиях надвигавшейся войны, могла привести к неожиданным, очень трудно, а, может быть, и неисправимым неприятностям.

Напрашивается обобщающий вывод: машина-«победительница» не всегда имеет возможность базироваться на оптимальных (по науке) решениях.

— Н. А. Астров, конструктор лёгких танков и САУ

Один из создателей Т-34, преемник М. И. Кошкина на посту главного конструктора А. А. Морозов в своих воспоминаниях отмечал:

В чём же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность… Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой бронёй, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой маневренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нём соединяются эти качества. Удачно же сочетать в одной машине мощное вооружение и бронирование с хорошей маневренностью до нас никому не удавалось… Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков бензиновый двигатель, — явились той основой, которая и определила столь необходимые танку высокие боевые качества.

По рейтингу «Top Ten Tanks», составленному телеканалом Military Channel в 2007 году на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищённость, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью. Завоёванная танком Т-34 репутация обеспечила ему высокий балл по последнему критерию



Танк "тигр"

Танк "Тигр I" сыграл важную роль в сражениях второй мировой войны. Появление на фронте этих танков позволило отсрочить конец нацистского режима в Германии. На момент своего появления "Тигр" превосходил любой танк союзников. Достижения личного состава действовавших на Восточном фронте 502-го, 503-го и 505-го тяжелых танковых батальонов более чем впечатляющи. Действия сражавшихся в Северной Африке «Тигров» из 501-го и 504-го тяжелых танковых батальонов оказали большое влияние на ход операций союзников. Пропагандистской машине союзников приходилось постоянно минимизировать значимость появления "Тигров" на полях сражений, в частности поэтому о боевом применении "Тигров" в Северной Африке известно довольно мало.

С появлением на Восточном фронте в середине 1943 - начале 1944 г.г. новых советских танков и противотанковых артиллерийских орудий превосходство "Тигров" сошло на нет. Однако, даже в боях с таким грозным противником как танк ИС-2, экипажи "Тигров" добивались успеха. Пушки "Тигров" имели унитарное заряжение, за счет которого достигалась большая, чем у орудия ИС-2 скорострельность (122-мм пушка ИСа имела раздельное заряжение). К примеру, в бою 12 января 1945 г. "Тигры" из 3/507 s.Pz.-Abt уничтожили 22 танка ИС-2.

На стороне экипажей "Тигров" была и лучшая, чем у советских танкистов, подготовка. В вооруженные тяжелыми танками подразделения отбирали только добровольцев, имевших боевой опыт.

Свою мощь наиболее наглядно танк "Тигр" продемонстрировал в период Курской битвы, с 4 июля по 23 августа 1943 г. тяжелые танковые батальоны и роты понесли минимальные потери. Так. 503-й и 505-й тяжелые танковые батальоны потеряли за время проведения операции "Цитадель" всего по три "Тигра", еще 13 танков данного типа было потеряно в ходе отступления немецких войск из района Курска. Иначе говоря, за 50 дней боев под Курском два батальона потеряли всего 19 танков. Примерно две трети всех находившихся на Курском выступе «Тигров» было сосредоточено в 503-м и 505-м тяжелых танковых батальонах. Сказки советской пропаганды о сотнях уничтоженных при Курске "Тиграх" не имеют ничего общего с действительностью.

"Тигр" являлся исключительно грозным оружием, вместе с тем не лишенным недостатков технического характера. "Тигры" выходили из строя по причине механических поломок, пожаров двигателей. Кроме того, танковые подразделения испытывали дефицит топлива, поэтому порой приходилось бросать исправные танки. Противником «тигров» наряду с советскими танками и пушками стали хлипкие мосты, не выдерживавшие чудовищной массы бронированных мастодонтов.

К счастью для немцев, на Восточном фронте чаше всего стояла плохая погода с низкой облачностью, затруднявшая действия авиации. Такой охоты летчиков за танками как на Западе, на Востоке не было.

Главным недостатком "Тигров" являлась низкая удельная мощность. Двигатель мощностью 642 л.с. на танках первых производственных серий, на более поздних машинах стояли моторы мощностью 694 л.с. - не мог считаться адекватным для столь тяжелой машины. Удельная мощность первых "Тигров" составляла 10,5 л.с./т., последних - 12,3 л.с./т. К тому же моторы "Тигров" имели высокий расход топлива.

Проблемой являлась перевозка "Тигров", имевших большой поперечный габарит. Парадоксом является приход на смену танку "Тигр I" машины еще более крупной и тяжелой - танка "Тигр II" массой 68 т. Как оказалось, "Королевский Тигр" - это еще не предел: появился "Ягдтигр" массой 70 т, а затем - "Маус" ....

Великолепные результаты, достигнутые в боях экипажами "Тигров" во многом являются следствием напряженной работы технического персонала. Механики порой умудрялись отремонтировать подбитый танк всего за одну ночь. Механики работали используя примитивные инструмент, они буквально жили в поврежденных машинах.

Всего в боях на Восточном фронте принимали участие примерно 1000 танков "Тигр", уничтоживших порядка 8000 советских танков. Соотношения потерь 1:8 в годы второй мировой войны не удалось достигнуть ни одному другому танку кроме "Тигра".

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-VI H "ТИГР"
Происхождение.

Изначально Германия запаздывала с созданием боевых бронированных машин, однако впоследствии не теряла времени даром, догоняя и обгоняя соперников. После нескольких фальстартов в начале 1942 г. усилия по разработке "Тигра" - тяжелого танка, который, по убеждению Гитлера, являлся чуть ли не единственным козырем в борьбе за победу, - дали наконец положительный результат, и менее чем через полгода машина отправилась на войну.

Входе Первой мировой войны немецкое Главное командование почти не проявило интереса к развитию собственных боевых бронированных машин. Неуклюжий A7V "Штурмпанцерваген", или "танк" (если пользоваться более распространенным термином, данным в целях секретности британцами плоду первого эксперимента в области конструирования бронетехники), производился в крайне ограниченных количествах. Из всего 20 таких машин лишь 15 "понюхали пороха", причем без особого успеха. В первом бою танк против танка около селения Виллер-Бретонне 24 апреля 1918г. два A7V были уничтожены, а один перевернулся в процессе поспешного бегства, хотя термин "поспешное бегство" едва ли применим в данном случае - предельная скорость танка даже в самых благоприятных условиях не дотягивала и до 10 км/ч. Все это случилось после того, как немецкие A7V вступили в схватку с двумя вооруженными пулеметами "самками" Mk IV и были застигнуты врасплох появлением «самца» Мк IV с парой его мощных 6-фунтовых пушек.

Как бы там ни было, к тому времени - несмотря на ряд неудач на начальном этапе - новое оружие уверенно доказало свою действительную тактическую ценность в ходе британского наступления под Камбре в ноябре 1917 г., где действовало 474 танка Mk IV В итоге танки были отброшены, но не прежде, чем они успели продемонстрировать способность совершить перелом в патовой ситуации, вызванной применением в обороне губительной комбинации из колючей проволоки и пулеметов, царствовавших на полях сражений три долгих кровавых года.

В 1918 г. немецкие конструкторы приступили к созданию новых танков — в первую очередь 150-тонного К-вагена (Гросскампфвагена, букв, большой боевой машины), с экипажем ни много ни мало из 22 человек, вооруженного четырьмя 77-мм пушками, семью 7,92-мм пулеметами и приводимого в движение двумя 650-сильными авиационными двигателями, два опытных экземпляра которого удалось частично закончить. Также начались работы по строительству машин серии LK (ляйхтер Кампфваген - легкая боевая машина) с использованием в качестве основы шасси туристического автомобиля "Даймлер". Программа разработки легкого танка вылилась в создание LK II — 9-тонной машины с экипажем из трех человек, вооруженной установленной в неподвижной рубке 57-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом. Такой ответ дали немцы на в общем и целом схожий, но более массивный и потому менее маневренный британский средний танк Мк А, известный как "Уиппет".

LK II казался многообещающим вариантом - два опытных образца зарекомендовали себя так хорошо, что армейское начальство решилось на заказ 580 единиц изделия. Однако на войну новые танки опоздали. Позднее конструкцию продали Швеции, где машина подверглась модификации в виде внедрения вращающейся башни с установленным в ней 37-мм орудием. В 1924-1925 гг. танк поступил в производство как «Стидсвагн» Strv. m/21. Именно на одном из таких шведских танков нажил первый опыт применения бронетехники в ходе официальной поездки в Швецию весной 1929 г. Гейнц Гудериан, которому позднее предстояло столь эффективно использовать его на полях сражений. Как хорошо известно, Гудериан заслуженно удостоился оценки как самый результативный танковый командир в истории.



M4 "General Sherman" - средний танк (США)


Названный по имени героя гражданской войны в США Уильяма Тикамси Шермана, танк производился сразу несколькими заводами Северной Америки и поставлялся во многие страны - союзницы (большей частью в Великобританию и Советский Союз). Общее число произведенных машин оценивается по разным данным в 40-55 тысяч.
В США в 30-е годы, несмотря на наличие работ в области опытного танкостроения, значение танковых войск явно недооценивалось (чему надо сказать весьма способствовал общий экономический спад в стране, известный как "великая депрессия"). К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал не более 400 танков. Имеющиеся танки были крайне разнотипны и малобоеспособны, являясь как правило просто доработками танков времен первой мировой. Средние танки были представлены только прототипами, из серийных моделей к ним приближалась довольно неудачная конструкция легкого танка под названием М2. Этот танк был вооружен 37-мм пушкой, установленной в миниатюрной башенке, и восемью пулеметами, четыре из которых размещались в казематах по углам огромной рубки боевого отделения. Общая характеристика - созданный в лучших английских традициях пережиток Первой Мировой.

Результаты гражданской войны в Испании и германского "блицкрига" в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.


Танк M2 на испытательном полигоне в Абердине

В первую очередь требовалось естественно разработать более-менее боеспособный средний танк. Первым решением явился танк M3 (модели "Генерал Ли" и "Генерал Грант") - в корпус легкого танка M2 встроили 75-мм орудие (чтобы противостоять немецким Panzer IV с аналогичной пушкой). Такое решение было вызвано отсутствием готовой башни, способной вместить такую пушку, а необходимо было действовать быстро - союзники англичане уже начали воевать в Африке.
Вся последующая история по сути отражает американский подход к войне и производству. Достаточно сказать что в проектное задание одним из важных пунтов было положено создание танка как можно более простого в производстве и как можно более унифицированного с уже существующей номенклатурой. В итоге большая часть деталей M3 перекочевала в конструкцию M4, вместе со всеми недостатками "переходной" модели. Впрочем, ходовая часть, получившаяся почти одинаковой, являлась как раз довольно-таки удачным "приобретением".


Sherman M4 - высадка в Нормандии

Тем временем вовсю шла разработка "настоящего" среднего танка и уже в сентябре 1941 года был готов прототип T6 (буква Т в названии означает экспериментальную модель). Танк прошел испытания на абердинском полигоне без особых нареканий и уже в ноябре вышла первая опытная партия новых танков M4 с 75-мм пушкой L/40 (доставшейся в наследство от M3) и 350-сильным двигателем Continental R-975.


T6 - прототип серийного M4

В серийное производство однако был запущен сначала вариант M4A1, отличавшийся только внешне своим литым корпусом (как у прототипа T6). Дело в том, что в начале войны английское правительство обратилось к американцам с предложением разместить заказ на производство английских "Матильд" (собственных мощностей не хватало), но для США положение ресурсного придатка было конечно неприемлимо и они предложили купить свои (пока еще не существующие) танки. Сначала англичане получали M3, а затем пошли в производство "контрактные" M4A1, как бы по заказу Великобритании.


"Шерман" модификации M4A1

Впрочем, после выхода закона о ленд-лизе, англичанам поставлялась практически вся палитра моделей, а всего их было более десятка.
Причем эти танки пришлись англичанам как нельзя кстати - перелом в ходе их североафриканской кампании наступил после битвы при Эль-Аламейне, где впервые были введены в бой около 250 M4A1, что явилось полной неожиданностью для противника. Из танков с аналогичными характеристиками немцы в этом сражении могли противопоставить лишь Panzer IV, но числом в пять раз меньше.


"Шерман" в Арденнах. Рядом - подбитый Panzer IV

Производство M4A1 началось в феврале 1942-го, а уже в апреле был налажен выпуск следующей модификации Шермана - M4A2, снова со сварным корпусом и новым сдвоенным дизельным двигателем от General Motors мощностью 375 лс. Дизельные танки были неудобны для привыкших к бензину американцев, поэтому львиная доля их шла союзникам. Совесткий Союз, ставивший дизельный двигатель основным требованием получал исключительно M4A2. В июне того же года вышла очередная модификация M4A3 c компактным двигателем от "Форда". К июлю 1942-го "дозрели" наконец к серийному производству и "первенцы" M4.


Американские M4 в Африке

Следует заметить, что различные модификации не означали улучшения конструкции, производство шло параллельно и танки различных модификаций не только были примерно одинаковы по техническим характеристикам, но и внешне почти не отличались. Различная нумерация связана прежде всего с двигательными установками (простота конструкции и запас внутреннего объема позволяли установку практически любых моделей двигателей, что при массовом производстве было как нельзя кстати) и заводами-производителями. Полной унификации добиться так не удалось. Шутка ли - всего в производстве были задействованы 10 крупных машиностроительных заводов США и Канады (в большинстве своем авто- и вагоностроительных), не считая многочисленных производителей комплектующих, в том числе и двигателей. Известно например, что "Форд" со своим 8-ми цилиндровым GAA имел шансы стать единственным поставщиком бензиновых моторов для "Шерманов". Легкий и компактный, разработанный на основе лицензионного авиационного двигателя от "Rolls-Royce Merlin", мотор мощностью в 450/500 л.с. развивал скорость до 42 км/ч при запасе хода до 210 км. Двигатель был по тем временам во многом инновационным (легкие алюминиевые сплавы, V-образная компоновка, модульная конструкция), но мощности предприятия не хватило бы на удовлетворение спроса всех производителей, поэтому была введена отдельная модель M4A3.


Реклама тех лет: "Самые крепкие из когда-либо построенных Фордов!"

Позже вышли еще несколько модификаций, важнейшей из них явилась M4A4, мотором для которой являлась 30-цилиндровая силовая установка Chrysler Multibank А57, состоящая из пяти автомобильных бензиновых двигателей. Из-за ее огромных размеров пришлось уменьшить бензобаки и даже несколько удлинить корпус танка. Кроме того, башня M4A4 тоже была немного видоизменена.


M4A4 в уличных боях во Франции

Все модификации Шерманов подвергались улучшениям в ходе войны. Специально направленные в войска (в том числе и в СССР) представители заводов опрашивали экипажи на предмет устранения возможных недостатков и внесения улучшений. Так например более поздние машины обзавелись перископами вместо смотровых щелей, усиленной маской пушки, "мокрой" боеукладкой, командирской башенкой, дымовой мортиркой...
Важными улучшениями явились однако цельная лобовая бронеплита и более мощная пушка M1 калибра 76,2 мм. Дело в том что англичанам к концу 1942 года, с выходом новых усиленных версий Panzer IV, появлением "Тигра", а позднее и "Пантеры", стало очевидно что "Шерман" не может на равных противостоять новым немецким танкам. Они начали оснащать некоторые модели английским 17-ти фунтовыми (калибр 76,2-мм) длинноствольными противотанковыми пушками, обладающими почти вдвое большей бронепробиваемостью чем стандартные короткоствольные M3. Танки стали настолько успешными, что получили собственное нарицательное имя "Firefly" (светлячок).
После боев в Италии американцы тоже признали необходимость усиления, но от уже проверенной пушки отказались - "иностранное" вооружение. Решением явилось свое менее мощное орудие M1. Для него потребовалась установка новой башни от опытного танка T26, в то время как для версии "Firefly" нужно было лишь вынести из стандартной башни рацию во внешний бронированый ящик. Модификация M4A3 с новой пушкой, усиленным бронированием и обновленной подвеской получила заводское обозначение E8 и явилась высшей точкой развития танка "Шерман". Танкисты быстро оценили улучшенные боевые качества и высокую проходимость "E8" и переиначили сухое обозначение в "Easy Eight" ("легкая восьмерка"). Позже появился также вариант со 105-мм осадной гаубицей.
Усиление брони же помогло мало (кроме разве что штурмового варианта "Jumbo"), так что в войсках стремились улучшить защиту боевых машин, в первую очередь от "Фаустпатронов", обвешивая "Шерманы" запасными гусеничными траками или мешками с песком.


Шерман с 76-мм пушкой в новой башне и с "песчаным" бронированием.
На снимке: генерал Паттон после выдачи нагоняя экипажу за чрезмерно перегруженный танк.

Вообще говоря о недостатках танка, часто проводят сравнение с советским "аналогом" T-34. Считается что по совокупности параметров они обладают примерно одинаковыми боевыми качествами, но... Вот такой факт. Имея на вооружении обе машины, советское командование никогда не посылало "Шерманы" в боевые действия против крупных танковых соединений, например доподлинно известно, что в той же битве на Курской дуге не участвовало ни одного из них. Думается тут дело в особенностях бронирования. Сравнительно с T-34 "Шерман" имеет много вертикальных (либо под высоким углом) поверхностей, особенно уязвимы высокие борта. Кроме того, из-за "вязкого" материала брони снаряды, попадающие в машину под углом или на излете, "закусывались" и вместо того чтобы отскочить, пробивали железо насквозь. Положительным фактором было отсутствие так называемых "вторичных" осколков, когда металл брони от сильного удара разлетается с внутренней стороны и ранит экипаж.


Пробоины в "вязкой" броне "Шермана"

Зато благодаря своей тихой и скоростной подвеске "Шерманы" часто успешно применялись для боевого охранения, разведки и поддержки пехоты в маневренном бое. Как и на остальных танках американского производства, гусеницы "Шерманов" были резинометаллическими. Преимуществом по отношению к советской цельнометаллической гусенице был повыщенный ресурс и то, что Шерман при движении не производил характерного, слышимого за несколько километров, гусеничного лязга...
Это в СССР, американцы же альтернатив не имели - "Шерман" был один за всех. Поэтому и выпускалось такое великое множество модификаций и вариантов, благо конструкция позволяла. По сути один из боевых недостатков танка - его высота - был в свою очередь одним из главных достоинств, потому что так обеспечивался большой внутренний объем, что позволяло не только вполне комфортно (особенно по российским меркам) разместиться экипажу в 5 человек, но и набить танк под завязку боеприпасами и всевозможным полезным оборудованием.


Экипаж M4 и полный комплект оборудования, дополнительного вооружения и боеприпасов

Дополнительным вооружением танка были два пулемета 30-го калибра типа M1919 (M1919A4), устанавливаемые один в корпусе в качестве курсового и второй в башне в спарке с пушкой, и пулемет 50-го калибра "Browning M2" устанавливаемый на башне на турели (позиционируемый как зенитный пулемет в действительности как таковой почти не использовался). Для личной обороны экипажа стандартно придавался пистолет-пулемет "Thompson M1921", кроме того один из 30-тикалиберных "Браунингов" можно было установить на треножный станок и использовать как тяжелый станковый пулемет.
Благодаря массе качественного оборудования и условиям работы экипажа, в России "Шерман" называли "лучшим танком для службы в мирное время". Что в общем-то еще довольно-таки лестно по сравнению с американским прозвищем "Ronson" (популярная тогда марка зажигалки) и немецким "Tommykocher" ("Томмиварка"). Как становится понятно из этих названий, одним из главных недостатков танка являлась высокая вероятность воспламенения. Справедливости ради нужно заметить, что это было слабым местом многих танков того времени, и в "Шерманах" поздних выпусков была применена "мокрая" укладка боекомплекта, что во многом изменило положение вещей. Говоря же о слишком большой высоте танка, как правило имеют в виду относительную к его ширине - танк получился не только хорошо видным на открытой местности, но и не слишком устойчивым. Неопытный механик-водитель "Шермана" ранних выпусков мог легко "завалить" машину во время преодоления препятствий или даже просто на крутом повороте.
В войсках танки подвергались многочисленным переделкам и улучшениям. Обычным явлением была например наварка дополнительных бронеплит на особенно уязвимые места. Известны "Шерманы" с огнеметами, ракетными установками. Для преодоления небольших водных препятствий были придуманы специальные высокие короба для подвода воздуха, устанавливающиеся на крышку двигателя. Курьезным, но оправдавшим себя стал вариант "DD" - на "Шерман" устанавливалась брезентовая складная ширма, позволяющая использовать танк как амфибию.
Использование танков не ограничивалось боевым применением. Танки оборудовались ковшами и использовались в качестве бульдозеров, со специальными "ножами" увеливалась проходимость в зарослях Нормандии, с установленным тралом (версия "Crab") танк расчищал проходы в минных полях...


1 - плавучий "Sherman DD" с опущенным по-походному экраном,
2 - "Sherman DD" на плаву,
3 - саперный "Sherman Crab" за работой,
4 - "Шерман" со шнорхелями для преодоления мелководья

В целом конструкция танка не содержала никаких новаторских или даже просто нестандартных решений, хотя и являлась по тем временам достаточно современной (так что он не стал родоначальником серии как например тот же "Т-34"). Простота конструкции благотворила массовому производству и ремонтопригодности. Использование качественных и технологичных компонентов обеспечивало довольно-таки высокую надежность, а техническое сопровождение в войсках позволяло своевременно устранять недостатки конструкции. Компоновка хоть и не обеспечивала высоких боевых качеств, но оставляла широкий простор для модернизации и существенно облегчала работу экипажа. То, что танк не мог эффективно противостоять немецким тяжелым танкам, не является недостатком самого танка, это была скорее стратегическая ошибка американского командования, недооценившего важность тяжелых танков в наступлении. Кроме того налицо множественные тактические ошибки. Например, известный факт, что против тяжелых танков класса "Тигр" или даже против средних "Пантер" союзники старались противопоставить "Шерманы" с 6÷8-ми кратным количественным превосходством, чтобы добиться хоть какого-то огневого и броневого преимущества. В тоже время в советских частях, согласно воспоминаниям автора книги "Танкист на «иномарке»" Дмитрия Лозы, для уничтожения "Тигров" довольствовались двумя американскими машинами.


"Пантера" и "Шерман" на "узкой дорожке"

Так или иначе, танк "М4 Шерман" вошел в историю как самый массовый танк американского производства вообще, а во время Второй Мировой больше чем "Шерманов" было выпущено только советских "тридцатьчетверок".
Категория: Мои файлы | Добавил: Sashko
Просмотров: 4299 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 flumnflency  
0
спасибо за интересную информацию

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мини-чат

Поиск